1) количество и наименование разрешительных документов в регулируемых государственным органом сферах;
- аттестат аккредитации по аудиту в области пожарной безопасности;
- аттестат на право проведения работ по предупреждению и тушению пожаров, обеспечению пожарной безопасности и проведению аварийно-спасательных работ в организациях, населенных пунктах и на объектах;
- выдача лицензии юридическим лицам на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- выдача разовой лицензии на экспорт и импорт товаров, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры (при торговле с третьими странами);
- выдача разрешения на ввоз, вывоз и транзит наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (при торговле внутри стран Таможенного союза);
- выдача и продление разрешений трудовым иммигрантам;
- заключение на соответствие криминалистическим требованиям гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
- лицензия на право занятия охранной деятельностью;
- письмо-согласование на учреждение охранной организации национальной компанией;
- письмо-согласование проектно-сметной документации.
- лицензия на осуществление деятельности по разработке, производству, ремонту, торговле, коллекционированию, экспонированию гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
- лицензия на осуществление деятельности по разработке, производству, торговле, использованию гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением;
- выдача заключения юридическим лицам на ввоз на территорию Республики Казахстан, вывоз с территории Республики Казахстан и транзит через территорию Республики Казахстан гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
- выдача заключения физическим лицам на ввоз на территорию Республики Казахстан, вывоз с территории Республики Казахстан, а также транзит через территорию Республики Казахстан единичных экземпляров гражданского оружия и патронов к нему;
- выдача разрешения на приобретение гражданского оружия и патронов к нему физическим лицам;
- выдача разрешения на приобретение гражданского и служебного оружия и патронов к нему юридическим лицам;
- выдача разрешения на хранение, хранение и ношение гражданского оружия и патронов к нему физическим лицам;
- выдача разрешения на хранение служебного оружия и патронов к нему юридическим лицам;
- выдача разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему работникам юридических лиц;
- выдача разрешения на перевозку гражданского оружия и патронов к нему физическим лицам;
- выдача разрешения на перевозку гражданского и служебного оружия и патронов к нему юридическим лицам;
- выдача разрешения на приобретение гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением юридическим лицам;
- выдача разрешений на хранение гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением;
- выдача разрешения на открытие и функционирование стрелковых тиров (стрельбищ) и стендов.
2) количество и наименование разрешительных документов, которые введены в соответствии с международными договорами (с указанием реквизитов акта и его структурного элемента);
- разрешение на ввоз, вывоз и транзит наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров:
Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 года; Конвенция о психотропных веществах 1971 года; Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года; Соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза (подписан 24 октября 2013 года в г.Минск).
- лицензия на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров:
Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 года; Конвенция о психотропных веществах 1971 года; Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
- лицензия на экспорт и импорт товаров, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры:
Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 года; Конвенция о психотропных веществах 1971 года; Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года; Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования.
- заключение на соответствие криминалистическим требованиям гражданского и служебного оружия и патронов к нему:
Подпункт 11 пункта 1.6. Перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза Приложение №1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования».
- заключение (разрешительный документ) для физических и юридических лиц на ввоз на территорию Республики Казахстан, вывоз с территории Республики Казахстан и транзит через территорию Республики Казахстан гражданского и служебного оружия и патронов к нему:
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 года № 45 «О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, и методических указаниях по ее заполнению»).
3) количество выданных разрешительных документов за отчетный период;
За отчетный период выдано, в том числе переоформлено - 391 лицензий на право занятия охранной деятельностью, 1 – приказ МВД «Об определении специализированного учебного центра по подготовке и повышению квалификации работников, занимающих должности руководителя и охранника в частной охранной организации», 0 – письмо-согласование на учреждение охранной организации национальной компанией, 732 – писем-согласований проектно-сметной документации.
12 разрешений первой категории в сферах гражданского и служебного оружия и гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением, а также 21 переоформленных разрешений. Выдано разрешений второй категории - 52617.
Аттестат аккредитации по аудиту в области пожарной безопасности – 63
Аттестат на право проведения работ по предупреждению и тушению пожаров, обеспечению пожарной безопасности и проведению аварийно-спасательных работ в организациях, населенных пунктах и на объектах – 189
Выдача разрешения на ввоз, вывоз и транзит наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (при торговле внутри стран Таможенного союза) - 79
Выдача лицензии юридическим лицам на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров - 295;
Выдача разовой лицензии на экспорт и импорт товаров, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры (при торговле с третьими странами) – 138.
Выдача и продление разрешений трудовым иммигрантам - 551724
4) информация о проведенной работе по сокращению административных барьеров (перевод на уровень ниже, отмена разрешительных документа, оптимизация сроков выдачи и требований к выдаче разрешительного документа);
В 2018 году в рамках оптимизации государственной услуги «Выдача лицензии на право занятия охранной деятельностью», сокращен срок ее оказания с 15 до 10 рабочих дней (приказ МВД от 4 апреля 2018г. № 256 «О внесении изменений в приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 16 марта 2015 года № 236 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Выдача лицензии на право занятия охранной деятельностью»).
Кроме того, в рамках исполнения Дорожной карты был разработан приказ МВД от 18.10.2018г. № 726 «О внесении изменений в приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 16 марта 2015 года № 236 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Выдача лицензии на право занятия охранной деятельностью», которым исключена альтернатива оказания государственной услуги через услугодателя (выдача разрешительного документа только через портал «электронного правительства» в условиях исключения контакта услугодателя с услугополучателем), а также сокращен перечень документов с 7 до 6 (исключена копия договора хранения и (или) аренды, а также акт обследования помещения, предназначенного для хранения оружия и боеприпасов).
В сфере обеспечения безопасности дорожного движения сокращение административных барьеров не проводилось, ранее в рамках поручения Главы государства и в целях улучшения показателей Республики Казахстан в международном рейтинге Всемирного Банка «Doing Business» по нашей инициативе были сокращены сроки согласования проектной документации
по строительству и реконструкции автомобильных дорог с 20 до 10 рабочих дней.
Выдача лицензии на осуществление деятельности по разработке, производству, ремонту, торговле, коллекционированию, экспонированию гражданского и служебного оружия и патронов к нему, исключена альтернатива оказания госуслуги через услугодателя в бумажном формате, конкретизирован услугодатель, а также перевод государственных услуг полностью в электронный формат, сокращение перечня необходимых документов с 16 до 14;
Выдача лицензии на осуществление деятельности по разработке, производству, торговле, использованию гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением исключена альтернативы оказания госуслуги через услугодателя в бумажном формате, конкретизирован услугодатель, а также перевод государственных услуг полностью в электронный формат, сокращение перечня необходимых документов с 10 до 2;
Выдача заключения на ввоз на территорию Республики Казахстан, вывоз с территории Республики Казахстан и транзит через территорию Республики Казахстан гражданского и служебного оружия и патронов к нему исключена альтернативы оказания госуслуги через услугодателя в бумажном формате, конкретизирован услугодатель, а также перевод государственных услуг полностью в электронный формат, сокращение сроков оказания услуги с 30 календарных дней до 15 рабочих дней, сокращение перечня необходимых документов с 10 до 2;
Выдача разрешения физическим и юридическим лицам на приобретение, хранение, хранение и ношение, перевозку гражданского и служебного оружия и патронов к нему исключена альтернативы оказания госуслуги через услугодателя в бумажном формате, конкретизирован услугодатель, а также перевод государственных услуг полностью в электронный формат, сокращение сроков оказания услуги с 30 календарных дней до 15 рабочих дней, сокращение перечня необходимых документов (на приобретение с 13 до 9), (хранение и ношение с 11 до 7), (на перевозку с 11 до 7);
Выдача разрешения на приобретение, хранение гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением исключена альтернативы оказания госуслуги через услугодателя в бумажном формате, конкретизирован услугодатель, а также перевод государственных услуг полностью в электронный формат, сокращение сроков оказания услуги с 30 календарных дней до 15 рабочих дней, сокращение перечня необходимых документов с 6 до 3;
Выдача разрешения на открытие и функционирование стрелковых тиров (стрельбищ) и стендов исключена альтернативы оказания госуслуги через услугодателя в бумажном формате, конкретизирован услугодатель, а также перевод государственных услуг полностью в электронный формат, сокращение сроков оказания услуги с 30 календарных дней до 15 рабочих дней.
Аттестат аккредитации по аудиту в области пожарной безопасности полностью автоматизирована, сокращены сроки оказания услуг (с 15 календарных до 7 рабочих дней), перечень документов сокращен с 5 до 1, а также исключена комиссия по рассмотрению заявлений услугополучателей.
Аттестат на право проведения работ по предупреждению и тушению пожаров, обеспечению пожарной безопасности и проведению аварийно-спасательных работ в организациях, населенных пунктах и на объектах полностью автоматизировано, сокращены сроки оказания услуг (с 15 календарных до 7 рабочих дней), перечень документов сокращен с 14 до 3, а также исключена комиссия по рассмотрению заявлений услугополучателей.
В соответствии с Реестром государственных услуг выдача лицензии на деятельность и разовой лицензии на экспорт/импорт полностью автоматизированы и осуществляются в электронном формате Е-лицензирования.
по госуслуге «Выдача лицензии юридическим лицам на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров»:
- доработан портал «Е-лицензирование» в части получения сведений о состоянии/не состоянии на специальных учетах работников в наркологических и психоневрологических организациях из информационных систем МЗ;
- автоматизирована система в части получения информации об оплате лицензионного сбора через платежный шлюз электронного правительства;
- автоматизировано согласование с территориальными подразделениями получения письма-согласования и заключения о соответствующей проверке работников;
- сокращены сроки выдачи лицензии с 15 до 10 рабочих дней и документов
с 7 до 3;
- созданы автоматизированные рабочие места в территориальных подразделениях для электронного согласования выдачи письма-согласования и заключения о соответствующей проверке работников посредством
«Е-лицензирование»;
по госуслуге «Выдача лицензии на экспорт и импорт товаров, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры»
- сокращены сроки выдачи разовой лицензии с 15 до 3 рабочих дней;
- автоматизирована система в части получения информации об оплате лицензионного сбора через платежный шлюз электронного правительства;
по госуслуге «Выдача разрешения на ввоз, вывоз и транзит наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров»
- сокращен документ договор комиссии (если в качестве услугополучателя выступает посредник);
Аналитическая записка по государственному контролю и надзору
1) анализ текущей ситуации в сферах государственного контроля и надзора по сравнению с предыдущим аналогичным периодом;
За 12 месяцев 2018 года в республике зарегистрировано 14 567 пожаров, материальный ущерб, от которых составил 3 млрд. 5 млн. 345 тыс. тенге, в огне погибло 434 человека, и получили травмы различной степени тяжести 412.
По сравнению с аналогичным периодом 2017 года, наблюдается уменьшение количества пожаров на 6%, материальный ущерб увеличился на 14%, число погибших людей при пожарах увеличилось на 19%, количество травмированных снизилось на 11%.
Большинство пожаров произошло в жилом секторе или 67%.
За 12 месяцев 2018 года на объектах хозяйствования произошло 1284 пожара или 9% от общего количества пожаров (14567).
Из общего количества пожаров, произошедших на объектах хозяйствования 81% или 1040 произошли на объектах, не отнесенных к высокой степени риска (незначительная).
Справочно: согласно Закону «О гражданской защите» государственный контроль на объектах незначительной степени риска, проверяются только во внеплановом порядке (по жалобам, поручениям органов прокуратуры).
На объектах высокой степени риска произошло 244 пожара. Причинами 70% пожаров явились нарушения требований пожарной безопасности.
2) динамика (снижение и увеличение) количественных и качественных показателей по результатам проведения государственного контроля и надзора;
В рамках контроля за обеспечением пожарной безопасности
в стране за 2018 год проведено 40 727 проверок
(+46%, в 2017 г. – 27841). Выявлено более 139 тысяч нарушений требований пожарной безопасности.
На рост количества проверок повлиял механизм планирования проверок на основании системы оценки рисков посредством применения субъективных критериев, в виде освобождения от проверок.
В результате применения данной системы в работы с особого порядка проведения проверок на 2018 года было снято 5984 объекта высокой степени риска. Данные объекты будут включены в графики проверок на 2019 год.
Кроме того, на учет берутся вновь принятые в эксплуатацию объекты, по критериям относящиеся к высокой степени риска. К примеру, в 2018 году на учет взято 1415 объектов образования субъектов частного предпринимательства, а именно частные детские сады, количество которых возросло в рамках реализации программы государственного частного партнерства (часть взноса на содержание ребенка оплачивает государство).
С учетом имеющейся системы оценки рисков, плавающие показатели планирования проверок закономерны и предсказуемы, что, в свою очередь подтверждает работоспособность данной системы.
В последующий год ожидается снижение количества планируемых к проверкам объектов. К примеру, в 1-ом полугодии 2017 года к проверкам в особом порядке было запланировано 11743 объекта, а на 1-ое полугодие 2016 года было запланировано 15240 объектов, что на 22% меньше.
К административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности привлечено 21 916 лиц, сумма наложенных денежных взысканий составила более 246 млн. тенге. В судебные органы направлено
2 643 материла, на приостановку объектов, эксплуатирующийся с нарушениями требований пожарной безопасности.
Согласно графиков проверок проведены проверки противопожарного состояния объектов подведомственных Министерству обороны, Комитету национальной безопасности, а также объектов образования, здравоохранения, социальной сферы, перед пожароопасным периодом проверены места летнего отдыха детей и лесохозяйственные учреждения, перед отопительным периодом проведены проверки объектов теплоэнергообеспечения.
О противопожарном состоянии вышеуказанных объектов проинформированы руководители министерств и ведомств, а также местные исполнительные органы.
3) эффективность государственного контроля и надзора, обеспечивающего уменьшение риска, вероятность причинения вредя жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства в результате деятельности субъекта контроля и надзора по сравнению с предыдущим периодом;
Последние 5 лет, несмотря на активный рост объектов, количество пожаров на объектах хозяйствования варьируется от 1200 до 1600, это 8-9% от общего количества происходящих пожаров в стране.
За 12 месяцев 2018 года на объектах хозяйствования произошло 1284 пожара или 9% от общего количества пожаров (14567). При этом 80% пожаров пришлись на мелкие объекты, отнесенные к незначительной степени риска.
На объектах высокой степени риска произошел 244 пожара, это менее одного процента от общего количества подобных объектов. Причинами 70% пожаров явились нарушения требований пожарной безопасности.
4) информация о мерах по стимулированию субъектов предпринимательства для соблюдения ими требований законодательства в связи с проведением государственного контроля и надзора на основе поощрения добросовестных проверяемых субъектов, концентрации контроля и надзора на нарушениях;
Внедренные субъективные критерии направленные на поощрение добросовестных предпринимателей показывают свои результаты. Так, по итогам проведенных в 2018 году проверок в особом порядке 5806 объектов показатель оценки степени риска получили до 60 и соответственно освобождены от особого порядка проведения проверок в 2019 году.
5) информация о внедрении и совершенствовании альтернативных форм контроля и надзора в сферах контроля и надзора, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья человека, окружающей среды, соблюдение законных интересов физических и юридических лиц, имущественных интересов государства;
В сфере гражданской защиты действует институт аудита в области пожарной безопасности, как добровольная альтернатива государственного пожарного контроля.
6) предложения по совершенствованию законодательства о государственном контроле и надзоре.
МВД на системной основе ведется мониторинг эффективности государственного контроля в сфере пожарной безопасности и как показывает практика, действующая на сегодня система проверок не позволяет органам гражданской защиты должным образом осуществлять государственный контроль в курируемой сфере.
В 2018 году после трагического пожара в торговом центре «Зимняя вишня» г. Кемерово, вследствие которого погибли 64 человека, во исполнение поручения Первого заместителя Премьер-Министра Мамина А.У. от 2 апреля 2018 года, разработана и совместно с Министерствами национальной экономики, по инвестициям и развитию, финансов, Национальным банком утверждена Дорожная карта «О повышении безопасности объектов с массовым пребыванием людей» (далее – Дорожная карта).
Поводом для разработки указанной Дорожной карты, послужила необходимость проведения превентивных мероприятий по исключению
на объектах с массовым пребыванием людей, подобных трагических случаев. Схожая инфраструктура и строительные нормы, подтверждает возможность возникновения подобных случаев на объектах страны.
В этой связи, в Дорожной карте предусмотрены мероприятия
по рассмотрению вопроса совершенствования государственного контроля
и надзора.
1. Так, по линии осуществления государственного контроля в области пожарной безопасности имеют место случаи невозможности проведения проверок в особом порядке в связи с реорганизацией объекта, включенного в утвержденный график проверок (перерегистрации юридического лица, смена наименования субъекта или объекта, изменение адреса и т.п.). При этом реорганизация может быть проведена без образования нового юридического лица, собственник и деятельность субъекта остались прежними.
На практике проекты графиков формируются за 2 месяца
до предшествующего периода проведения проверок, в которые включаются актуальные на тот момент регистрационные данные о проверяемом субъекте. После утверждения, график проверок корректировке не подлежит.
Вместе с тем, имеют место случаи реорганизации проверяемых субъектов включенных в график проверок, после его утверждения.
В таких случаях, в связи с отсутствием в Предпринимательском кодексе
(далее - Кодекс) соответствующей нормы, провести проверку в особом порядке реорганизованного объекта не представляется возможным. Кроме того, данная коллизия создает возможность недобросовестным проверяемым субъектам уклониться от проверки.
Обращаем внимание, что государственному контролю в области пожарной безопасности на сегодняшний день подлежат только объекты высокой степени риска, к которым относятся крупные пожароопасные и промышленные предприятия, объекты жизнеобеспечения, с массовым пребыванием людей, социальной сферы, образования, здравоохранения, то есть объекты имеющие повышенные риски возникновения пожара и тяжелые последствия от них для людей и имещественные ценности.
Необходимо отметить, в действовавшем ранее Законе «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» в основаниях проведения внеплановых проверок была предусмотрена норма позволяющая провести проверку в отношении реорганизованного или изменившего наименование субъекта, если в отношении него проверка планировалась.
В результате сложившегося пробела в национальном законодательстве в области контроля и надзора, в 2016 году не были проверены 1 116 объектов высокой степени риска включенные в графики проверок, в 2017 году - 837 объектов. Доходит до того, что в 2017 году по Актюбинской области, в связи с изменением организационно-правовой формы ГУ на ГККП, не представилось возможным проверить более 20 объектов образования (школы, сады).
В 2018 году не проверено и до сих пор не известно противопожарное состояние 761 объекта, среди которых имеются объекты с массовым пребыванием людей, образования, здравоохранения, здания повышенной этажности, объекты жизнеобеспечения, пожароопасные объекты и т.п.
Учитывая изложенный проблемный вопрос, МВД считает необходимым совместно выработать норму исключающую подобное обстоятельство, посредством:
1) восстановления в основаниях проведения внеплановых проверок, нормы позволяющей провести проверку в отношении реорганизованного или изменившего наименование субъекта, если в отношении него проверка планировалась;
2) рассмотрения вопроса формирования системы планирования по объектам с привязкой к нему субъекта, то есть, проверка будет назначаться в отношении конкретного субъекта, который эксплуатирует объект на момент назначения проверки;
3) возможности корректировки графиков проверок по особому порядку
по согласованию с органами прокуратуры.
2. Наряду с изложенным, требует уточнения норма пункта 8 статьи 140 Кодекса, согласно которой, запрещается проведение проверок по особому порядку проведения проверок и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе микропредпринимательства, в течение трех лет со дня государственной регистрации (кроме созданных юридических лиц в порядке реорганизации и правопреемников реорганизованных юридических лиц). При этом, указанное ограничение не имеет исключений и в результате под ее действия подпадают объекты высокой степени риска (крупные объекты торговли, с массовым пребыванием людей, образования и т.д.).
Согласно статье 24 Кодекса, субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше трехсоттысячекратного месячного расчетного показателя (доход до 720 млн. тенге), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. Организации с такими показателями эксплуатируют довольно крупные объекты.
В органах гражданской защиты из состоящих на учете объектов высокой степени риска, подлежащих ежегодному контролю в особом порядке,
581 эксплуатируют субъекты малого предпринимательства со дня регистрации, которых не прошло 3 года, из них 370 (63%) являются частными детскими садами и мини центрами.
МВД считает необходимым совместно рассмотреть вопрос внесения исключения в пункт 8 статьи 140 Кодекса, в части не распространения данной нормы на объекты высокой степени риска.
3. Пунктом 3 Дорожной карты предлагается рассмотреть вопрос наделения органов гражданской защиты надзорными функциями, в целях принятия мер оперативного реагирования на нарушения требований пожарной безопасности, необходимость которого заключается в следующем.
На сегодняшний день, система государственного контроля создает
для проверяемого субъекта идеальные условия, которые позволяют знать
о предстоящей проверке, требования, по которым будет проводиться проверка, иметь достаточно времени для подготовки к ней и устранению нарушений.
Так, объекты высокой степени риска подвергаются проверкам ежегодно
и соответственно осведомлены по мероприятиям обеспечения пожарной безопасности. Кроме того, о предстоящей проверке субъект знает заранее, полугодовые графики проведения проверок размещаются на сайте Генеральной прокуратуры до начала полугодия, непосредственно перед самой проверкой проверяемый субъект уведомляется за 30 календарных дней.
В процессе проведения проверки предъявляются только требования, содержащиеся в проверочном листе, являющиеся общедоступными,
для возможности подготовки к предстоящей проверке. Имеется законодательная возможность продления сроков устранения нарушений, установленных предписанием.
Учитывая изложенные условия, в случае неисполнения ранее выданного предписания, субъект явно игнорирует требования государства по соблюдению законодательства, что должно пресекаться.
Органы гражданской защиты наделены компетенцией на инициирование вопроса о приостановке эксплуатации объектов с нарушениями требований пожарной безопасности, но только в порядке искового производства
в гражданском порядке и административного производства (часть 3 статьи 462 Кодекса об административных правонарушениях).
Однако, данная процедура не имеет должного эффекта. Пока идут судебные разбирательства, объект продолжает эксплуатироваться с нарушениями. Вынесенные решения судов о приостановке не исполняются, исполнительное производство прекращается по истечении установленного судом срока приостановки.
Пользуясь данным обстоятельством предприятия на системной основе,
не изыскивая денежные средства на исполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, ограничиваются оплатой штрафов, продолжают эксплуатироваться с нарушениями, ежедневно подвергая угрозе людей.
К примеру, в 2018 году после трагического пожара в г. Кемерово,
по поручению Генеральной прокуратуры на предмет соблюдения требований пожарной безопасности проверено 1 244 объекта торговли высокой степени риска, по результатам выявлено более 15 тыс. нарушений (без нарушений эксплуатировалось 23 объекта или 2%).
По истечении сроков устранения нарушений контрольные проверки проведены на 1 175 объектах, из них предписания в полном объеме выполнили 966 объектов или 82%. В общей сложности контролю подвержено 14 807 предписанных мероприятий, из которых выполнено 13 405 или 91% (не выполнено - 1402).
По 209 объектам, не устранивших нарушения, материалы проверки направлены в судебные органы. В результате за неисполнение предписаний на указанные объекты наложены штрафы на сумму более 53 млн. тенге, по 33 объектам наряду со штрафом, судом вынесено решение о приостановке их эксплуатации. После решения суда, нарушения устранены на 71, продолжают эксплуатироваться с нарушениями - 138 объектов.
Данное обстоятельство связано с тем, что санкция части 3 статьи
462 КоАП наряду со штрафом предусматривает приостановку эксплуатации объекта до 3 месяцев, но приостановка может быть и не применена – это решение по усмотрению судьи.
К примеру, по городу Астана из 25 административных дел
по части 3 статьи 462 КоАП (возбужденных в отношении объектов торговли высокой степени риска не исполнивших предписания), судом принято решение о штрафе
и приостановке одновременно только по 1 объекту (ТД «Армада»),
срок приостановки 30 дней (по истечении срока - производство о приостановке было прекращено), на остальные субъекты были наложены только денежные штрафы (подобных объектов по стране 138).
В результате, по городу Астане ограничивших оплатой штрафа,
все 25 объектов не исполнившие предписания продолжают эксплуатироваться
с нарушениями требований пожарной безопасности. Какой-либо информации
об устранении нарушений в адрес органов гражданской защиты не поступало.
В соответствии с законодательством республики в области контроля и надзора органы гражданской защиты не имеют правовых оснований для дальнейшего воздействия на приведенные в письме субъекты, не исполнившие в полном объеме предписанные мероприятия по приведению объектов торговли с массовым пребыванием людей в пожаробезопасное состояние.
В это связи, МВД инициирует вопрос наделения органов гражданской защиты надзорными функциями, в целях пресечения деятельности субъекта представляющего непосредственную угрозу конституционным правам, свободам и законным интересам физических и юридических лиц, жизни
и здоровью людей, окружающей среде, национальной безопасности Республики Казахстан.
МВД не претендуют на получение права приостановки эксплуатации объекта по любому «удобному» случаю. Мера по приостановке эксплуатации объекта будет являться исключительно дополнительной мерой воздействия
и применяться только в случае неисполнения предписания.
С целью формирования единой практики приостановки эксплуатации объектов, будут разработаны критерии, по которым будет приниматься решение о приостановке эксплуатации объекта. К примеру, в случае наличия источников возникновения пожара, ухудшения условий безопасной эвакуации, наличия нарушений, способствующих быстрому распространению огня и продуктов горения и т.п.
Предлагается в случае эксплуатации объекта с нарушениями представляющих явную угрозу жизни и здоровью людей, приостанавливать их эксплуатацию на срок не более трех дней, с обязательным предъявлением в указанный срок искового заявления в суд. При этом акт инспектора о запрещении или приостановлении деятельности будет действовать до вынесения судебного решения. Окончательное решение о приостановке эксплуатации объекта, также останется за судебными органами (подобная схема существует сейчас в государственном надзоре в сфере промышленной безопасности).
МВД придерживается позиции о необходимости создания благоприятных условий для бизнеса, но принимаемые меры не должны затрагивать сферы контроля, связанные с безопасностью и охраной здоровья граждан.
Аналитическая записка к информации по саморегулируемым организациям
1) анализ функционирования саморегулируемых организаций в регулируемой отрасли;
Существующие в сфере гражданской защиты 3 саморегулируемые организации практически не проявляют активность. У субъектов, оказывающих услуги в области пожарной безопасности отсутствует интерес для объединения в какое-либо сообщество. Действующими тремя саморегулируемыми организациями объединено всего 28 субъектов, при этом на рынке осуществляют деятельность 204 организации аккредитованные на право проведения работ по аудиту в области пожарной безопасности.
В рамках исполнения Дорожной карты «О повышении безопасности объектов с массовым пребыванием людей» на площадке НПП «Атамекен» с экспертными организациями, аккредитованными на право проведения работ по аудиту в области пожарной безопасности проведено совещание, в ходе которого представителями НПП «Атамекен» доведены основные элементы саморегулирования и предложено запустить пилотный проект по объединению аудиторов в области пожарной безопасности в добровольную саморегулируемую организацию.
2) сведения о количестве саморегулируемых организаций и об отраслях или сферах государственного управления, в которых введено саморегулирование;
1 – ОЮЛ «Ассоциация пожарной безопасности», основанной
на добровольном членстве (участии) – 19 членов;
2. ОЮЛ «Ассоциация профессиональных аварийно-спасательных служб Республики Казахстан» - 5 членов;
3. ОЮЛ «Союз гражданской защиты Казахстан» – 4 члена
3) отрасли или сферы государственного управления, в которых планируется введение саморегулирования;
Не планируется
4) предложения по совершенствованию института саморегулирования;
Действующие положения законодательства в области саморегулирования претерпели изменения летом 2018 года и для внесения предложений требуют анализа.
Информация по разрешительным документам
Комитет по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан
1. |
Наименование разрешительного документа |
Аттестат аккредитации по аудиту в области пожарной безопасности |
2. |
На каком уровне выдается разрешительный документ |
На центральном уровне__Х___ Территориальным подразделением центрального государственного органа_____ Местным исполнительным органом_____ Филиалом (территориальным подразделением) организации, подведомственной государственному органу_____ |
3. |
Дата введения разрешительного документа |
13 февраля 2015 года |
4. |
Предусмотрены ли законодательством максимальные сроки выдачи разрешительного документа с момента подачи заявления |
Нет ___ Да __Х_ Количество дней __7_ Используются рабочие дни __Х_ календарные дни ___ |
5. |
Название международных договоров и номер статьи, на основании которых выдается разрешительный документ |
- |
6. |
Взимается ли плата за выдачу разрешительного документа. Если да, укажите ее размер. |
Нет_Х__ Да___ цена ___ тенге/месячный расчетный показателя/иное |
7. |
Описание проблемы, которую должно было решить введение разрешительного документа или проблемы, которую он решает на сегодняшний день |
Аудит в области пожарной безопасности, является альтернатива государственного контроля в области пожарной безопасности, введен как один из механизмов снижения административного давления на бизнес |
8. |
Срок действия разрешительного документа (на какой период он выдается) |
Не ограничено |
9. |
Название, номер пункта, подпункта и статьи кодексов и законов, указов Президента Республики Казахстан, наименование постановлений Правительства, приказов или других нормативных правовых актов государственных органов, на основании которых выдается разрешительный документ |
Пункт 70-28) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года
«О гражданской защите»
|
10. |
Количество разрешительных документов данного вида/подвида, выданных за отчетный период |
43 |
11. |
Количество отказов в выдаче разрешительного документа за отчетный период |
20 |
12. |
Основания отказов в выдаче разрешительного документа за отчетный период |
Несоответствие разрешительным требованиям |
13. |
Количество проверок на соответствие требованиям разрешительного документа за отчетный период |
Постразрешительный контроль не предусмотрен |
14. |
Количество выявленных нарушений при проверке на соответствие требованиям разрешительного документа за отчетный период |
- |
15. |
Количество наложенных штрафных санкций и общая сумма штрафов за выявленные нарушения при проверке на соответствие требованиям разрешительного документа за отчетный период |
- |
16. |
Количество жалоб, поданных на нарушение порядка выдачи разрешительного документа и их результаты (количество должностных лиц, привлеченных к ответственности по удовлетворенным жалобам) |
- |
17. |
Количество приостановленных, переоформленных, аннулированных, продленных, возобновленных, прекративших действие и лишенных разрешительных документов, за отчетный период |
- |
18. |
Сокращение административных барьеров (перевод на уровень ниже, отмена разрешительного документа, оптимизация сроков выдачи, требований к выдаче разрешительного документа) |
В 2018 году данная государственная услуга полностью автоматизировано, сокращены сроки оказания услуг (с 15 календарных до 7 рабочих дней), перечень документов сокращен с 5 до 1, а также исключена комиссия по рассмотрению заявлений услугополучателей. |
|
Наименование разрешительной процедуры |
Аттестация негосударственных противопожарных служб на право проведения работ по предупреждению и тушению пожаров, обеспечению пожарной безопасности и проведению аварийно-спасательных работ в организациях, населенных пунктах и на объектах |
|
Наименование разрешительного документа |
Аттестат на право проведения работ по предупреждению и тушению пожаров, обеспечению пожарной безопасности и проведению аварийно-спасательных работ в организациях, населенных пунктах и на объектах |
|
На каком уровне выдается разрешительный документ |
На центральном уровне Х .
Территориальным подразделением центрального государственного органа_____
Местным исполнительным органом_____ Филиалом (территориальным подразделением) организации, подведомственной государственному органу_____
|
|
Дата введения разрешительного документа (процедуры) |
18 марта 2015 года |
|
Предусмотрены ли законодательством максимальные сроки выдачи разрешительного документа с момента подачи заявления |
Нет ___ Да __Х_ Количество дней __7_ Используются рабочие дни __Х_ календарные дни ___ |
|
Название международных договоров и номер статьи, на основании которых выдается разрешительный документ |
- |
|
Взимается ли плата за выдачу разрешительного документа. Если да, укажите ее размер. |
Нет Х . Да___ цена ___ тенге/месячный расчетный показателя/иное |
|
Описание проблемы, которую должно было решить введение разрешительного документа или проблемы, которую он решает на сегодняшний день |
Повышение уровня пожарной безопасности объектов и организаций, подпадающих под действие ППРК от 25 сентября 2014 года № 1017, в силу обязательности соответствия работников и пожарной техники негосударственных противопожарных служб (далее - НГПС). установленным квалификационным требованиям.
Кроме того, в соответствии со статьей 29 Закона РК «О гражданской защите» уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности НГПС. Введение разрешительного документа позволило решить проблему оперативного привлечения НГПС для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также отработки взаимодействия между уполномоченным органом и подразделениями НГПС, т.к. уполномоченным органом ведется реестр аттестованных НГПС (до введения разрешительного документа учет НГПС не велся, как следствие не было возможности их привлечения на ликвидацию ЧС)
|
|
Срок действия разрешительного документа (на какой период он выдается) |
Не ограничено |
|
Название, номер пункта, подпункта и статьи кодексов и законов, указов Президента Республики Казахстан, наименование постановлений Правительства, приказов или других нормативных правовых актов государственных органов, на основании которых выдается разрешительный документ |
Пункт 56) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите» |
|
Количество разрешительных документов данного вида/подвида, выданных за отчетный период |
88 |
|
Количество отказов в выдаче разрешительного документа за отчетный период |
101 |
|
Основания отказов в выдаче разрешительного документа за отчетный период |
Несоответствие разрешительным требованиям |
|
Количество жалоб, поданных на нарушение порядка выдачи разрешительного документа и их результаты (количество должностных лиц, привлеченных к ответственности по удовлетворенным жалобам) |
- |
|
Количество проверок на соответствие требованиям разрешительного документа за отчетный период |
- |
|
Количество выявленных нарушений при проверке на соответствие требованиям разрешительного документа за отчетный период |
- |
|
Количество наложенных штрафных санкций и общая сумма штрафов за выявленные нарушения за последний год |
- |
|
Количество приостановленных или аннулированных разрешительных документов за последний год |
- |
|
Сокращение административных барьеров (перевод на уровень ниже, отмена разрешительного документа, оптимизация сроков выдачи, требований к выдаче разрешительного документа) |
В 2018 году данная государственная услуга полностью автоматизировано, сокращены сроки оказания услуг (с 15 календарных до 7 рабочих дней), перечень документов сокращен с 14 до 3, а также исключена комиссия по рассмотрению заявлений услугополучателей. |
Информация регулирующего государственного органа,
осуществляющего государственный контроль и надзор
Комитет по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан
№ п/п |
Сфера государственного контроля и надзора |
Субъекты предпринимательства в разрезе по категориям |
Количество проведенных проверок по особому порядку в отношении субъектов предпринимательства/Количество проверок, в результате которых нарушения не выявлены |
Количество проведенного профилактического контроля и надзора с посещением субъекта предпринимательства/Количество проведенного профилактического контроля и надзора, в результате которых нарушения не выявлены |
Количество проведенных проверок, проведенных по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 129 Предпринимательского кодекса и профилактического контроля и надзора, проведенного по основаниям, предусмотренным частью одиннадцатой пункта 3 статьи 141 Предпринимательского кодекса (указываются в разрезе по основаниям)/Количество проведенных таких проверок и профилактического контроля и надзора, в результате которых нарушения не выявлены |
Количество проведенных внеплановых проверок в отношении субъектов предпринимательства*/Количество проверок, в результате которых нарушения не выявлены |
Количество проведенного профилактического контроля и надзора без посещения субъекта предпринимательства |
Количество приостановленных/возобновленных проверок и профилактического контроля и надзора в отношении субъекта предпринимательства (за исключением налоговых проверок) |
Количество исполненных/неисполненных рекомендаций, заключений, справок, уведомлений и предписаний об устранении выявленных нарушений по результатам профилактического контроля и надзора и проверок |
Количество административных взысканий, наложенных по итогам проверок и сумма административного штрафа, наложенного по итогам проверок |
Количество актов о назначении проверок, в регистрации которых отказано |
Количество удовлетворенных жалоб, поданных на нарушение порядка организации и проведения проверок и профилактического контроля и надзора с посещением и их результаты (количество должностных лиц, привлеченных к ответственности по удовлетворенным жалобам) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1. |
государственный контроль в области пожарной безопасности
|
субъекты малого предпринимательства |
4037/975 |
-- |
-- |
4696/2753 |
-- |
-- |
2449/613 |
3850/43832659 |
25 |
-- |
2.
|
микро предпринимательства |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
-- |
3.
|
субъекты среднего предпринимательства |
2422/585 |
-- |
-- |
2817/1652 |
-- |
-- |
1469/368 |
2462/50694467 |
12 |
-- |
4.
|
субъекты крупного предпринимательства |
1615/390 |
-- |
-- |
1879/1102 |
-- |
-- |
980/245 |
1384/31309043 |
6 |
-- |
5.
|
Итого: |
|
8074/1950 |
|
|
9392/5507 |
|
|
4898/1225 |
7696/125236169 |
43 |
|
|
Государственный контроль в области гражданской обороны |
субъекты малого предпринимательства |
|
|
20/8 |
15/0 |
|
|
|
27/901875 |
|
|
|
микро предпринимательства |
|
|
0 |
|
|
|
|
0 |
|
|
|
субъекты среднего предпринимательства |
|
|
35/10 |
|
|
|
|
25/1563250 |
|
|
|
субъекты крупного предпринимательства |
|
|
68/13 |
|
|
|
|
54/4028375 |
|
|
|
Итого: |
|
|
|
123/31 |
|
|
|
|
106/6493500 |
|
|
Примечание:
Основания проведения внеплановых проверок на предмет соблюдения требований пожарной безопасности субъектов частного предпринимательства:
- контроль исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных грубых нарушений, определенных в критериях оценки степени риска, в результате проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора – 6208;
- обращения физических и юридических лиц по конкретным фактам нарушений требований законодательства Республики Казахстан, неустранение которых влечет причинение вреда жизни и здоровью человека – 262;
- поручения органов прокуратуры по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства – 2922;
Форма 2
№ п/п |
Сфера государственного контроля и надзора |
Дата утверждения и наименование совместных приказов системы оценки рисков (критериев и проверочных листов), внесение изменений и дополнений в совместные приказы системы оценки рисков (критериев и проверочных листов) за отчетный период (в случае наличия указать номер и дату приказа о внесении изменений и дополнений) |
Уменьшение или увеличение требований проверочных листов за отчетный период (количество сокращенных или добавленных требований с обоснованиями) |
Увеличение или уменьшение добросовестных субьектов предпринимательства, а также нарушителей по сравнению с предыдущим периодом |
Количество/ед. должностных лиц государственного органа уполномоченных/закрепленных на осуществления государственного контроля и надзора |
Количество положительных/отрицательных заключений вынесенных по результатам рассмотрения жалобы апелляционной комиссией (при наличии) |
1. |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
2. |
государственный контроль в области пожарной безопасности |
Совместный приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 758 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 31 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области пожарной безопасности и гражданской обороны»
|
Количество требований в проверочных листах уменьшено с 870 до 849, количество проверочных листов уменьшено с 21 до 19 |
Показатель анализу в сравнении не корректен, так как на количество проверок влияет механизм планирования проверок на основании системы оценки рисков посредством применения субъективных критериев, в виде освобождения от проверок.
С учетом имеющейся системы оценки рисков, плавающие показатели планирования проверок закономерны и предсказуемы, что, в свою очередь подтверждает работоспособность данной системы.
|
933 |
-- |
3. |
государственный контроль в области гражданской обороны |
Совместный приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 758 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 31 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области пожарной безопасности и гражданской обороны»
|
- 18
Уменьшение (58-40)
|
- |
72 |
0
|
Сведения по информационным инструментам Комитет по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан
Информационные инструменты включают представление документов, уведомлений и справок, налоговую, финансовую и другую отчетность, других документов, декларирование состава продукции, публикацию данных о банкротстве, изменении собственности предприятий и прочее.
№ п/п |
Наименование отчетности |
Ссылка на структурный элемент нормативно го правового акта |
Периодичность представления отчетности |
Форма представления отчетности (эл.формат/ бумажный) |
Цель представления отчетности |
Субъект, представляющий отчетность |
Возможность оптимизации отчетности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2018 года № 107, в сфере гражданской защиты информационные инструменты отсутствуют
Информация по инструментам саморегулирования
Комитет по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан
(наименование государственного органа)
1. |
Сферы регулирования, где введено саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) и/или действуют саморегулируемые организации, основанные на добровольном членстве (участии) |
В сфере оказания услуг в области пожарной безопасности |
2. |
Количество саморегулируемых организаций (основанных на обязательном и добровольном членстве (участии) в анализируемых сферах |
3 на добровольном членстве |
3. |
Наименование саморегулируемых организаций с указанием количества членов в каждой саморегулируемой организации, а также их вид деятельности |
1 – ОЮЛ «Ассоциация пожарной безопасности», основанной
на добровольном членстве (участии) – 19 членов;
2. ОЮЛ «Ассоциация профессиональных аварийно-спасательных служб Республики Казахстан» - 5 членов;
3. ОЮЛ "Союз гражданской защиты Казахстан" – 4 члена
|
4 |
Перечень функций, выполняемых регулирующими государственными органами, возможных к передаче в саморегулирование, основанного на обязательном членстве (участии) |
1. аудит в области пожарной безопасности;
2. право проведения работ по предупреждению и тушению пожаров, обеспечению пожарной безопасности и проведению аварийно-спасательных работ в организациях, населенных пунктах и на объектах
|
5 |
Наличие стандартов и правил саморегулируемых организаций, согласованных в соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О саморегулировании" |
имеются |
6 |
Наименование потенциальных сфер или видов деятельности, где возможно введение саморегулирования, основанного на обязательном участии (членстве) |
1. аудит в области пожарной безопасности;
2. право проведения работ по предупреждению и тушению пожаров, обеспечению пожарной безопасности и проведению аварийно-спасательных работ в организациях, населенных пунктах и на объектах
|
7 |
Количество жалоб, поступивших в отчетном году на саморегулируемые организации, основанных на обязательном членстве, объем взысканного ущерба с саморегулируемой организации по результатам рассмотрения жалоб ______ тысяч тенге. |
-- |
Информация о введенных новых регуляторных инструментах и (или) ужесточении регулирования
Комитет по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан
(наименование государственного органа)
1. |
Наименование регуляторного инструмента и (или) ужесточения регулирования |
|
2. |
Наименование документа, в рамках которого введен регуляторный инструмент и (или) ужесточение регулирования |
|
3. |
Количество полученных заключений о соблюдении процедур анализа регуляторного воздействия, за исключением проектов актов регионального значения (указывается общее количество заключений, в том числе положительное) |
|
3.1. |
Основания получения отрицательного заключения (Графы заполняются к каждому заключению) |
Отсутствие общественных обсуждений |
Отсутствие расчета издержек (монетизация) |
Отсутствие альтернативных подходов регулирования |
Иное |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
4. |
Информация о проведении альтернативного анализа регуляторного воздействия (кем и когда проводился) |
|
5. |
Информация об итогах рассмотрения МВК введения нового регуляторного инструмента или ужесточения регулирования (дата и номер протокола) |
|
6. |
Дата введения в действие регуляторного инструмента или ужесточения регулирования |
|
7. |
Расчет издержек (монетизация) от вводимого регуляторного инструмента или ужесточения регулирования |
|
8. |
Анализ регуляторного воздействия проведен в рамках исполнения плана пересмотра |
Нет ___ Да ___ |
В 2018 году анализ регуляторного воздействия не проводился