Психологи «Центр медицины катастроф» повсеместно, выезжая на место ЧС для оказания экстренной психологической помощи пострадавшим, близким и родственникам пострадавших, как правило, сталкиваются со случаями, когда помощь необходимо оказать одному или нескольким пострадавшим одновременно или с интервалом в небольшой промежуток времени. Но порой психологу приходится работать одновременно с большим количеством людей – с толпой. Работа с толпой трудна и опасна, ведь толпа представляет собой относительно кратковременное, неорганизованное и бесструктурное скопление множества людей, обладающее огромной, несоизмеримой с индивидуальной, силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотворить или уничтожить, поднять или опустить, дезорганизовать поведение и деятельность людей.
То, что толпа может быть опасна, ни у кого не вызывает сомнений, она может сносить и крушить сооружения, убивать и калечить противников, затаптывать своих же участников. Она опасна, как для тех, кто находится внутри толпы, так и для тех, кто имел несчастье противостоять ее безумству.
У людей в толпе появляется анонимность и безнаказанность и тут проявляются самые худшие качества отдельных индивидов. Они навязываются всему временному сообществу. И индивиды подчас впадают в транс, сродни гипнотическому, они совершают то, что никогда самостоятельно не совершили бы. Налицо социальная деградация, а иногда и интеллектуальная тоже.
Опасность и бесконтрольность толпы возникает на основании ряда психологических особенностей: неспособности к осознанию, сильно развитой способности к воображению, вплоть до подверженности галлюцинациям, категоричность, внушаемости, превалирования эмоций над разумом, реализации бессознательных инстинктов, снижения значимости личного интереса отдельно взятого человека, безответственности, непостоянства мнений и настроений, повышенной физической активности. В толпе зачастую стираются индивидуальные особенности отдельного человека, в результате поведение большинства людей становится инстинктивным и бессознательным.
Люди в толпе бессознательно принимают эмоциональное состояние стоящего рядом человека. Чем сильнее и ярче эмоциональная реакция, тем проще ей заразиться. Чаще всего «заражаются» агрессией и страхом, вплоть до паники. Однако вопреки распространенному мнению, люди способны перенимать не только негативные, но и позитивные образцы поведения, такие, как выручка, взаимопомощь, самоотверженность. Передача заражения наиболее ярко описана механизмом цепной реакции.
Но несмотря на всю сложность и опасность работы с толпой психологу, необходимо знать о нескольких способах работы с ней:
- Важно помнить, что толпа, образовавшаяся в результате бедствия, состоит из трех категорий: непосредственно пострадавшие, близкие и родственники пострадавших, а также наблюдатели, привлеченные происшествием. Основная работа ведется с первыми двумя категориями, однако спускать со счетов третью категорию тоже нельзя.
Психологи заметили, что происшествие часто привлекает к себе внимание психически нездоровых людей. Этот феномен пока не объяснен, однако психически нестабильные люди часто начинают реагировать истерически, склонны впадать в панику, что особенно опасно в связи с тем, что в толпе действует вышеописанный механизм заражения. Задача психологов - нейтрализовать такие реакции.
Основными задачами психологической работы в толпе являются:
1. Первичная профилактика травматизации пострадавших и их близких. Здесь существует ряд реакций, с которыми необходимо уметь справляться специалисту: ступор, психомоторное возбуждение, стереотипии, истерика, плач, страх, агрессия, апатия, нервная дрожь и т.д.
2. Профилактика возникновения паники и массовых деструктивных действий в результате механизма заражения. Рассмотрим эти два пункта в совокупности:
Часто деструктивные реакции наблюдаются на фоне недостаточности удовлетворения физиологических потребностей. Голод, жажда, холод и жара усиливают эмоциональное состояние, поэтому наилучшая профилактика, доступная любому специалисту, - организовать наличие воды, горячего чая и теплых одеял. Часто в толпе присутствуют дети, которые, даже не понимая происходящего, считывают не самые позитивные эмоциональные состояния взрослых, поэтому психологу желательно иметь при себе минимальные принадлежности для рисования, чтобы ребенок мог отвлечься от происходящего, пока у взрослых нет ресурса им заниматься.
Работа с истерикой. Истерика является особенно опасной реакцией среди пострадавших, так как обладает сильным заражающим свойством. Даже несмотря на то, что во время бедствий в истерику впадают бессознательно, она все равно направлена на публику. При столкновении с истерической реакцией пострадавшего отводят как можно дальше от центра толпы к ее периферии, ставят лицом в сторону от толпы и делают что-то резкое, чтобы истерику заглушить, например, выплескивают в лицо стакан прохладной воды. Лучше всего, если такие манипуляции будет совершать не сам психолог, а близкий человека, впавшего в истерику, поэтому в задачу психолога также входит экспресс-обучение граждан работе с негативными реакциями.
Работа с агрессией. Как отмечалось ранее, толпа склонна быстро становиться агрессивной, причем агрессивность из вербальной быстро переходит в физическую. Если психолог заметил группу недовольных, следует подойти к ней и спросить: «Кто среди вас главный?». Этот вопрос снимает анонимность, возвращает ответственность, а также локализует агрессию. Когда в ответ на этот вопрос вызывается человек, следует выяснить основные претензии и вопросы, честно ответить на них, либо пообещать ответить в ближайшее время, конечно, если это возможно. При этом нужно назвать точное время, через которое психолог вернется и сообщит достоверную информацию.
Паническая атака - это непредсказуемо возникающий приступ сильного страха или тревоги, сочетающейся с разнообразной вегетативной полиорганной симптоматикой. Во время приступа может наблюдаться сочетание нескольких следующих симптомов: гипергидроз, сердцебиение, затрудненное дыхание, озноб, приливы, страх сумасшествия или смерти, тошнота, головокружение и др.
Признаки панических атак выражаются в приступах боязни, возникающей полностью непредсказуемо, личности еще и очень тревожно, она боится умереть, а иногда думает, что станет безумцем. При этом личность переживает неприятные симптомы с физической стороны организма. Они не способны объяснить причины, не могут управлять временем или силой приступа.
Работа с панической толпой. Если толпа начинает двигаться в направлении от реального или воображаемого источника опасности, следует не допустить давки, в результате которой могут серьезно пострадать или даже погибнуть люди. Такой толпе нужна организованность, которую может обеспечить человек, сохранивший адекватное состояние сознания. Для этого нужно взять под руки ближайших людей и начать громко, и отчетливо скандировать «ВЫ-ХО-ДИ».
И в завершении целесообразно привести основные правила поведения в толпе:
- Никогда не идите против движения скопления людей;
- План действия в толпе - держитесь ближе к краю, опасайтесь поручней, углов и ступенек;
- Если вы уронили какую-то вещь (сумку, куртку, зонт), не пытайтесь ее поднять - это может стоить вам жизни;
- Не предпринимайте активных действий в толпе - не цепляйтесь руками, их могут сломать;
- Постарайтесь застегнуть куртку, согните руки в локтях, прижмите их к корпусу и постепенно выбирайтесь;
- Если вы упали, сразу закрывайте голову руками, постарайтесь резко встать.
Толпа – опасное и хаотичное явление. При возникновении крупных чрезвычайных ситуаций, и как следствия, скопления большого количества людей, самое первое, чем может помочь себе человек – не попасть в толку, по возможности обойти ее. Если же случилась так, что человек оказался в толпе важно максимально сохранить самообладание и придерживаться упомянутых правил поведения в толпе.
 
Психолог ГУ «ЦМК» КЧС МВД РК
по г. Алматы А. Ешимбетов